Предложения усовершенствовать правила грузоперевозок по России начали поступать еще в 2018 году, ведь Постановление «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом» было принято в 2011-м, и с тех пор практически не видоизменялось. Но если раньше все разговоры быстро затихали, то в 2021-м правительство решило приступить к активным действиям.
Большая часть новшеств заключается в введении ЭТрН – электронной транспортной накладной, которая призвана кроме прочего уменьшить теневой рынок грузоперевозок. В тестовом режиме такие накладные уже используются в некоторых регионах России, система проходит обкатку. И уже с 1 января 2021 года вышеназванное Постановление будет обновлено, а значит, ЭТрН станут обязательными для всех автомобильных грузоперевозчиков.
Еще довольно «сырая» система уже вызвала бурю критики от самых разных организаций, инициатив, объединений по отраслям, поскольку для успешной работы необходимы изменения и в других нормативных правовых актах:
Анализируя ситуацию, можно увидеть конфликт интересов двух министерств – финансов и транспорта, а также связанных с ними проблем с предоставлением документов в Федеральную налоговую службу. Подача документов в ФНС (ЭТрН являются оправдательным документом при совершении хоз.операций) устанавливается законодательством, и на данный момент практика ведения электронных накладных с принятым порядком не сочетается. Аналитики считают, что сначала Министерство транспорта сначала планирует навести порядок в самой концепции доставки грузов, а уже затем заняться более мелкими задачами.
Так или иначе такая неразбериха точно отразиться на транспортных компаниях, которым придется быстро приспосабливаться к требованиям всех трех ведомств.